Нижегородский завод теплообменного оборудования

Мы помогаем сохранить главное – тепло!

+7 (800) 555-81-91

Звонок по России бесплатный

Заказать звонок

Налоговые преференции при инвестировании в объекты теплоэнергетики

Руководитель налоговой практики Юридической фирмы «Самета» (SametaАндрей Владимиров выступил на бизнес-конференции РБК «Теплоэнергетика в поисках инвестиций» с докладом на тему налоговых преференций при инвестировании в объекты теплоэнергетики.

Сегодня в Москве в гостинице Marriott Royal Aurora при информационной поддержке РБК состоялась бизнес-конференция «Теплоэнергетика в поисках инвестиций».

Ключевыми спикерами конференции стали представители предприятий теплоэнергетики, в том числе, Борис Вайнзихер, генеральный директор Группы «Т Плюс», Михаил Кузнецов, генеральный директор Сибирской генерирующей компании, Александр Павленко, директор по работе с государственными органами ОАО «Фортум», Юлия Чернявская, управляющий директор компании «ЭнергосбыТ Плюс», Наталья Невмержицкая, председатель правления Ассоциации ГП и ЭСК.

В конференции также приняли участие представители государственных органов власти, например: Вячеслав Кравченко, заместитель Министра энергетики РФ, Сергей Есяков, первый заместитель председателя ГД по энергетике, Евгений Гашо, эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ и др. А в качестве приглашенного эксперта в вопросах налогообложения отрасли теплоэнергетики выступил Андрей Владимиров, руководитель налоговой практики Юридической фирмы Sameta («Самета»).

Участники конференции обсуждали важные вопросы состояния отечественной инфраструктуры теплоснабжения, возможные источники финансирования проектов по модернизации отрасли, условия и механизмы привлечения частных средств в отрасль, делились опытом государственно-частного партнерства по созданию совместных теплосетевых предприятий и дискутировали на тему перспектив реформы отечественной теплоэнергетики.

Согласно большинству высказываний участников конференции, непреодолимых препятствий на пути решения поставленной Минэкономразвития задачи модернизации отрасли теплоэнергетики в настоящий момент нет. В случае успешного привлечения инвестиций основные фонды компаний, функционирующих на рынке теплоэнергетики, несомненно, подвергнутся существенному обновлению и изменению. Какие факторы фискального характера необходимо учитывать менеджменту для того, чтобы инвестиции в основные средства были использованы с максимальной финансовой отдачей?

На тему налоговых преференций при инвестировании в сфере теплоэнергетики профессионально высказался руководитель налоговой практики Юридической фирмы Sameta («Самета») Андрей Владимиров.

Свое выступление Андрей Владимиров начал с того, что в 2011 году статья 381 главы 30 “Налог на имущество организаций” НК РФ была дополнена пунктом 21. Таким образом, предусмотренная льгота по налогу на имущество организаций стала освобождением энергоэффективного оборудования от налогообложения.

Такие изменения стали продолжением послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и были направлены на совершенствование действующего законодательства РФ о налогах и сборах. А главной целью было создание благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности в Российской Федерации.

Важно понимать, сказал Андрей Владимиров, что не одна лишь льгота по налогу на имущество организаций предоставляет налоговые выгоды от использования высокоэнергоэффективного оборудования. Преференции предусмотрены также при уплате налога на прибыль организации. Интересно, что и ивестиционный налоговый кредит предоставляется при использовании высокоэнергоэффективного оборудования.

Андрей Владимиров заметил, что освобождение от налога на имущество организаций работает применительно к вновь вводимым объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ. Альтернативным случаем такого освобождения являются вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Освобождение от обложения налогом на имущество действует в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества, подчеркнул Руководитель налоговой практики Юридической фирмы «Самета» (SametaАндрей Владимиров.

Постановлением Правительства от 17.06.2015 №600 предусмотрен перечень объектов, отнесенных Законодателем к высокоэнергоэффективным. В соответствии с классификацией высокоэнергоэффектиные объекты можно разделить на две категории:

1) объекты, использующие определенные технологии и технические решения, например: котлы-утилизаторы, выполняющие функцию полезной утилизации тепловой энергии, которая в ином случае была бы безвозвратно потеряна из осуществляемого технологической установкой процесса, солнечные коллекторы, выполняющие функцию преобразования возобновляемой солнечной энергии в полезную тепловую энергию, спиральные и пластинчатые теплообменные аппараты, газовые и электрические инфракрасные обогреватели и др.);

2) объекты, соответствующие установленным значениям индикатора энергетической эффективности (сокращенно ИЭЭФ), например, центробежные многоступенчатые секционные насосы с определенным соотношением диапазона производительности и коэффициента полезного действия.

Объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности также освобождаются от налогообложения по налогу на имущество. При этом важно понимать, что к категории объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности отнесены в большей степени не производственные, а бытовые объекты, в силу чего такой класс льготируемого имущества менее актуален для бизнеса, однако, при применении льготы, предоставленной положениями ст.381 НК РФ, представляется целесообразным ее максимальное использование в отношении всех возможных льготируемых объектов, отметил в своем выступлении Андрей Владимиров.

Льгота предоставляется в течение трех лет со дня постановки на учет вышеуказанного имущества. Использование льготы возможно только в отношении имущества, которое включено в состав основных средств после 31.12.2011 (такую позицию неоднократно выражал в своих письмах Минфин РФ).

Относительно налога на прибыль организаций. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 259.3 налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, в том числе, в отношении:

• амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с ранее озвученным перечнем или в отношении объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Следует учитывать, сказал Андрей Владимиров, что к основной норме амортизации можно применять только один повышающий коэффициент (п.5 ст. 259.3 НК РФ), поэтому, если имущество, например, является предметом лизинга, более целесообразным является применение коэффициента по данному основанию (такой коэффициент будет равен 3).

Минфин России считает, что налогоплательщик может применять повышенную норму амортизации объектов, поименованных в вышеназванном Перечне, с 1 января 2010 г. В этом случае налогоплательщик имеет право внести соответствующие изменения в налоговый учет за прошедшие налоговые периоды и представить уточненные декларации. Также возможно произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за прошлые периоды в текущем налоговом (отчетном). Однако стоит сказать, что по данному вопросу отсутствует судебная практика, а налоговые органы могут быть не согласны с позицией ведомства.

Относительно применения налоговой льготы для объектов с высоким классом энергетической эффективности – льгота в виде повышающего коэффициента также предоставляется в отношении объектов, имеющих класс энергетической эффективности A (A+, A++).

Каков же может быть налоговый экономический эффект от инвестирования в высокоэнергоэффективное оборудование?

В случае если привлеченные средства инвестируются в высокоэффективное оборудование, которое является объектом движимого имущества и относится, условно к 6 амортизационной группе, например – котел-утилизатор условной стоимостью 15 000 000 рублей, то экономия на налоге на имущество по сравнению с обычным оборудованием составит около 850 тыс руб, что составляет более 80% налога, который был бы уплачен в случае приобретения иного оборудования.

При этом необходимо учитывать, что применяя повышающий коэффициент к амортизации 2, вместо шести лет, в состав налоговых расходов списывается полная стоимость высокоэнергоэффективного оборудования в течение 3-х лет. Если сумма амортизационных отчислений по обычному оборудованию в течение трех первых лет использования котла-утилизатора, стоимостью 15 000 000 рублей, составит 1 500 000 рублей, то сумма налога на прибыль по энергоэффективному оборудованию будет уменьшена на 3 млн.

В отношении инвестиционного налогового кредита

В соответствии с пп.5 п.1 ст.67 НК РФ, в случае инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, организации может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании специального заявления организации и оформляется договором установленной формы между ФНС России и этой организацией.

Однако при получении инвестиционного налогового кредита необходимо учитывать, что такой кредит, как и любой другой, предоставляется на условиях возвратности, и возвращать его придется «с процентами». Кроме того, скорее всего претендент на получение инвестиционного налогового кредита должен будет предоставить обеспечение исполнения своих обязательств по возврату кредита и процентов по нему.

Можно резюмировать, что инвестирование в высокоэнергоэффективное оборудование позволяет организациям не только существенно экономить на потребляемой таким оборудованием энергии, но и фактически привлекать государственное финансирование на приобретение такого оборудования. Описанные выше налоговые преференции необходимо учитывать при принятии инвестиционных решений, в том числе при расчете сроков окупаемости инвестиционных проектов.